Человек живет и развивается в обществе. Семья, друзья, коллеги – все они влияют на человека. Но не всегда это влияние происходит мирно. Иногда страсти накаляются и, казалось бы, мирное общение вдруг незаметно перерастает в конфликт. Конечно, это всегда становится проблемой. Не имеет значения, где это происходит: в личной жизни или в профессии.
В этой статье вы найдете простые рекомендации «как избежать конфликта». Речь пойдет о том, как не делать простых и очевидных ошибок.
На что же важно обратить внимание в решении вопроса «Как избежать конфликта». Рассмотрим эти моменты более подробно:
- Выбирайте подходящее время.
Будьте готовы к разговору и, по возможности, выбирайте наиболее подходящий момент, когда собеседник настроен доброжелательно и вероятность принятия нужного для вас решения наиболее высока.
В свою очередь, если вам навязывается дискуссия в тот момент, когда вы находитесь в не ресурсном состоянии, лучше попросить собеседника перенести разговор на другое время. У вас будет возможность прийти в себя и подготовиться к разговору.
- Погасите эмоцию.
Как правило, разногласие перерастает в конфликт, когда начинают включаться эмоции. Эмоции застилают Разум. И если вы не хотите конфликта — эмоцию нужно погасить. Сделать это просто, сказать о ней. Например: «Ты знаешь, я начинаю раздражаться» или «Ты знаешь, я начинаю злиться». Как только вы это сказали — эмоция обнаружена, она теряет свою силу и перестаёт блокировать ваше сознание. Разум включается, от эмоции остаётся только фон.
- Не обобщайте.
Всегда существует огромный соблазн для придания весомости неубедительным аргументам обобщить их с ранее существующими или несуществующими аргументами. Например: «Ты всегда так….» или «Ты всё время так….», «Каждый раз одно и то же». Использовать подобные конструкции – это всё равно, что подливать масла в огонь, конфликт будет обеспечен.
- Говорите по существу.
Очень часто, чтобы обсудить важную тему человек начинает говорить «из далека». И собеседник, не понимая, что же от него хотят «на самом деле», начинает раздражаться. И к тому моменту, когда дело доходит до сути, эмоциональное состояние собеседника оставляет желать лучшего. Это не лучший вариант, поэтому начинайте говорить по существу как можно раньше после нескольких вступительных предложений.
- Не играйте.
Если вы хотите, чтобы ваш разговор был искренним и доверительным и ожидаете от партнера того же — будьте честны. Проницательные собеседники сразу считывают, что с ними ведут игру. Просто они об этом не говорят.
- Не используйте «Ты-высказывания», используйте «Я-высказывания».
Чрезвычайно опасно использовать обвинительный тон в разговоре и «Ты-высказывания». Это вызывает у собеседника напряжение и протест и заставляет его в лучшем случае закрыться, а в худшем — вызвать у него негативные эмоции и агрессивные действия, направленные против вас. Чтобы избежать конфликта используйте «Я-высказывания», говорите о том, что вы чувствуете, что с вами происходит. В этом случае вы не обвиняете собеседника и ему легче вас услышать и понять. В итоге он может согласиться и принять вашу точку зрения.
- Не валите всё в одну кучу.
Если вы проигнорировали что-либо из шести вышесказанных пунктов и разговор пошел не в то русло, не нужно добавлять к одной проблеме другие, имеющие место в прошлом. Такой соблазн существует, когда хочется придать вес своей аргументации. Это путь в никуда, конфликт обеспечен и последствия непредсказуемы. Это уже не «масло в огонь», а «шашка динамита».
Важно отметить, что система убеждений и ценностей очень устойчивое образование. Для того, чтобы человек изменил свое мнение, нужны очень веские аргументы. Человек меняет свои убеждения только в том случае, если он сам этого пожелает. Любое давление со стороны будет игнорироваться или восприниматься в штыки. Нет смысла что-либо друг другу доказывать. Каждый останется при своем мнении, особенно, если это происходит на фоне отрицательного эмоционального состояния.
Семейные отношения не являются исключением. Чтобы избежать возникновения напряжения и последующего конфликта, важно, чтобы мужчина и женщина научились прислушиваться к мнению друг друга и находить подходящие аргументы для объяснения своей точки зрения. Если аргументы достаточно убедительны и высказаны в спокойной доброжелательной обстановке, то есть шанс, что собеседник примет их к сведению и, может быть, с ними согласится и, может быть, через некоторое время эти аргументы станут частью его собственных убеждений.
В результате может сформироваться общее решение пары по спорному вопросу. И здесь нет проигравших и победителей. Любые убеждения могут меняться, если обе стороны видят в этом здравый смысл. Чем больше будет общих точек в семейной системе ценностей, тем более прочными будут отношения. Способность приходить к общему мнению характеризует степень зрелости и мужчины, и женщины.
Ошибочно полагать, что разрыв одних отношений и вступление в новые, позволит исключить конфликты. Способность конструктивного решения вопросов также тренируется, как и любой навык. И ваши существующие отношения – это прекрасная возможность этот навык усовершенствовать.
В заключение предлагаю несколько простых рекомендаций, которые также помогут в решении вопроса «как избежать конфликта» и создать благоприятную атмосферу для общения.
- Смотрите друг другу в глаза. Если вы отводите взгляд, это может быть воспринято, что вы что-то скрываете и вызвать недоверие партнера.
- Улыбайтесь. Будьте в хорошем расположении духа. Позитивный настрой – хорошее начало беседы.
- Находитесь в открытой позе. Обратите внимание на позу, в которой вы находитесь. Расслабленное и открытое положение тела и внутренний позитивный настрой способствуют открытому и доверительному общению.
- Соблюдайте равное положение в пространстве. Обратите внимание на пространственное положение тела. Желательно избегать доминирующего положения. Например: «один стоит – другой сидит», «один сидит в кресле – другой на стуле», «один лежит – другой сидит или стоит».
- Сохраняйте комфортные интонацию, голос и тембр речи. Желательно, чтобы интонация, тембр, темп речи и громкость голоса были у собеседников приблизительно на одном уровне.
- Устраните внешние помехи. Телефонные звонки, яркий свет, холодное или душное помещение, посторонний шум создают ненужное напряжение.
Разногласия всегда будут возникать там, где есть какое-то взаимодействие. И наша задача заключается в том, чтобы решить эти разногласия мирным путем, конструктивно, с учетом интересов всех заинтересованных сторон, без конфликта.